Чемпионы парусного спорта

Чемпионы парусного спорта

Увлекательный мир парусов. Если кого-то никогда не привлекала романтика морских дорог, то уж любуется белокрылыми яхтами, восхищаясь мужеством, ловкостью и силой тех, кому подвластны ветер и волны, наверняка каждый. У Исаковского водохранилища веет ветер, наполняя паруса, и маленькие суденышки легко скользят по водной глади.

Разумеется, сегодня в Украине уже никого не удивляет парусный спорт, и, в частности, то, что спортсмены небольшого степного городка Донбасса участвуют в крупных республиканских и международных регатах. Городу крупно повезло, что у него есть большое водохранилище, что нашлись энтузиасты, которые сорок лет назад всерьез и, как оказалось, надолго организовали яхт- клуб. За эти годы его спортсмены участвовали во многих соревнованиях в Севастополе, Николаеве, Таганроге, Мариуполе. Наших спортсменов знают в Болгарии, Италии, Эстонии, Испании, Франции, Англии и многих других странах. Энтузиастами парусного спорта в городе были: В. Джаламанов, В. Светличный, Э. Серопян, Н. Эсаулов, В. Лукашов, А. Носко, С. Щербаков, О. Токарев, И. Чехлатый, А. Осипов, И. Чичеров и др. Эти люди подготовили целую плеяду мастеров спорта, которые были участниками Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, призеров и победителей первенства СССР и Украины.

Мой сегодняшний рассказ – о первых чемпионах СССР, молодых мастерах спорта, бывших студентах нашего института Геннадии Цымбале и Юрии Трубицыне, которые смогли произвести в городе настоящий фурор. Именно они, первыми из алчевских спортсменов, стали в 1971 году чемпионами СССР по парусному спорту в классе «Летучий голландец». Их называли «золотой экипаж», о них в свое время писали республиканские, областные и все городские газеты.

Юрий Трубицын родился 6 декабря 1951 года в Алчевске, его родители работали на металлургическом заводе. Его лучший друг Геннадий Цымбал был старше лишь на год. Оба они учились в СШ № 22. Занимались стрельбой, легкой атлетикой, плаванием и туризмом. После окончания школы поступили в горно – металлургический институт. Увлеклись парусным спортом. На Исаковском водохранилище были идеальные условия для тренировок. Они тренировались на лодке класса «Летучий голландец». Это парная лодка с экипажем в два человека. Юрий Трубицын был рулевой, а Геннадий Цымбал – шкотовой.

С ранней весны и до поздней осени они ездили на сборы во все приморские города, где были яхт – клубы. Это были незабываемые впечатления. Одновременно до 30-ти яхт стояло на старте, и каждый раз охватывало волнение. Удар гонга – и тревога исчезала вмиг, оставалось лишь страстное стремление к победе.

На открытие парусного сезона в 1971 году в Севастополе собралось 260 судов. Среди спортсменов были участники-победители Олимпийских игр В. Манкин и Т. Пинегин, но наши молодые мастера Ю. Мерсалов, А. Жердев, В. Горбачев, Ю. Трубицын, Г. Цымбал, В. Цунаев, О. Токарев тоже оказались на высоте, войдя по результатам соревнований в десятку лучших спортсменов.

На соревнованиях в Финском заливе были представлены команды от 24-х спортивных клубов, которые оспаривали первенство. Несмотря на плохие метеорологические условия (дождь, шквальный ветер), по итогам семи гонок]команда из Алчевска, опередив парусников из Николаева и Москвы, заняла первое место. В классе шверботов «Летучий голландец» Юрий Трубицын с Геннадием Цымбалом заняли первое место, Владимир Дунаев с Анатолием Мацуевым – третье. В классе «Катамаран» второе место заняли Владимир Грищенко с Яковом Бекой. Два лучших экипажа из Алчевска были допущены к первенству СССР (в г. Таганроге).

Вот что писали в то время газеты об успехе наших спортсменов: «Золотой экипаж» яхты Олимпийского класса «Летучий голландец», рулевой Юрий Трубицын и матрос Геннадий Цымбал удостоены титула чемпионов СССР.

В честь их победы в институте состоялся спортивный вечер, на котором победителям были вручены памятные подарки.

В 1972 году этот экипаж принял участие в международной регате в Болгарии в городе Несебр, где также стал победителем. Гена и Юра стали кандидатами в Олимпийскую сборную Союза.

Материально обеспечивали тогда очень слабо. Лодки в вагоны грузили сами, разгружали тоже сами. Геннадий, к примеру, сам сшивал паруса, «шкурил» идеально, а Юрий красил парусник. Никаких денежных вознаграждений тогда за победы не полагалось. Награждали кубками, медалями, грамотами, подарками. Кормили спортсменов на 3 руб. 50 коп. в день.

Экипаж Юрия Трубицына и Геннадия Цымбала просуществовал до 1974 года. В их коллекции было более 20 медалей за победы в различных соревнованиях.

После окончания института в 1974 году пути Юрия и Геннадия разошлись. Трубицын еще долгие годы выступал в классе «Финн», не раз становился победителем соревнований, чемпионом Украины. Затем долгое время работал тренером по парусному спорту и воспитал целое поколение мастеров спорта. Трагическая смерть в 1996 году вырвала его из рядов наших спортсменов.

Геннадий Цымбал увлекся фотографией, был членом фотоклуба “Прометей”, занимался микросъемкой: фотографировал насекомых. С коллекцией фотографий бабочек попал на Всесоюзное телевидение в одну из телепрограмм. Но тоска по яхтам не проходила. Увидев в одном из журналов чертежи виндсерфинга, он загорелся идеей и скоро смастерил доску для виндсерфинга, испытал ее на Исаковском водохранилище. Отдыхая в Геленджике, увлекся подводной охотой. Вместе с другом Володей Осипенко сконструировали два веломобиля и приняли участие в соревнованиях в г. Шауляе, где заняли первое место. Затем Музей биотранспорта за приличные деньги купил у них этот веломобиль, который является его экспонатом и по сегодняшний день. Долгие годы Гена проработал на заводе в отделе таможенного оформления. Умер он в 2004 году.

Новое поколение спортсменов – Михаил Карликов, Владимир Колумбичиашвили, Дарья Егорова, Александр Чичеров – продолжают их традиции и в настоящее время являются кандидатами в сборную Украины по парусному спорту.

Мы не забудем Сергея Щербакова, Олега Токарева, Александра Осипова, Олега Михайлюка, Евгения Цыбу, Сергея Белоусова, Ивана Чехлатого, Олега Зленко, Дмитрия Врублевского, Александра Мирчука, Василия Горелюка, Евгения Бреславцева, Андрея Нюшко, Александра Милицина, Александра Чичерова, Геннадия Черкуна, Игоря Чичерова и, конечно же, наших первооткрывателей – Юрия Трубицына и Геннадия Цымбала, на протяжении многих лет прославлявших наш город на различных соревнованиях, а также их тренеров, которые всегда были рядом. Возглавлял яхт-клуб заслуженный тренер Украины Эдуард Серопян.

Федор Голофаев, ветеран спорта

Из архива Федора Голофаева

 

Наверх