Черная металлургия в годы Великой Отечественной войны
(Окончание. Начало в № 46 от 14 июня 1995 года)
К этому времени по прорубленной трассе железной дороги была проложена автолежневая дорога длиной 25 км. Разработка рудника и одновременно его строительство начались сразу по прибытии никопольчан.
В начале сентября 1941 г. добытую вручную руду регулярно перевозили автотранспортом на станцию Ивдель, откуда в железнодорожных вагонах отправляли предприятиям. В труднейших условиях были введены в действие карьеры, шахты и обогатительная фабрика Полуночного рудника. В марте 1943 г. этот рудник был удостоен звания «Лучший рудник Советского Союза».

С завода им. Дзержинского из г. Днепродзержинска эвакуировали на Магнитку универсальный прокатный стан и оборудование снарядно-бомбового цеха, которое через месяц после прибытия на Урал уже давало продукцию. Основную часть оборудования и людей отправили на строящийся Орско-Халиловский комбинат, куда эвакуировался Днепропетровский завод им. Петровского. Всего с завода им. Дзержинского в августе 1941 г. отправлено 1137 вагонов с оборудованием, готовой продукцией и материалами и 222 вагона с людьми. Завод им. Петровского эвакуировал 1019 вагонов с имуществом и 96 вагонов с людьми.
Днепропетровский трубопрокатный завод 9 августа отправил на Первоуральский Новотрубный завод 65 вагонов с оборудованием балонного цеха и 200 с работниками и их семьями. Техническая документация цеха и специалисты предварительно были отправлены самолетом для организации скоростного строительства цеха. В конце сентября 1941 года этот цех начал производить основные детали минометов.
Вслед за этим отправили на Синарский трубный завод оборудование цеха тонкостенных труб, которое было введено в действие в ноябре 1941г. Всего с завода отправили 9 эшелонов, последний – 16 августа. В тот же день отправился последний эшелон с Днепропетровского коксохимического завода, эвакуировавшего оборудование и людей в Магнитогорск. Остановленные коксовые батареи залили водой.
Никопольский южнотрубный завод организованно и полностью эвакуировал свое оборудование и имущество на Первоуральский Новотрубный завод. Мощный трубопрокатный стан 140-2 ввели в действие на 3 месяца раньше установленного срока. Главный механик завода М. Я. Кричевский, руководящий демонтажем и погрузкой оборудования в Никополе, руководил его монтажем и на новом месте. Последний эшелон отправился 14 августа 1941 г.
Очень тяжелая обстановка сложилась на запорожских заводах. Только 18 августа 1941 г. получили указание о демонтаже оборудования. Авиация противника бомбила отступающие части Красной Армии, переправу, город заводы, аэродром. Во второй половине этого дня Красная Армия отошла на левый берег Днепра, мосты через Днепр и плотина Днепрогэса были взорваны. Вражеская артиллерия обстреливала город, заводы, рабочие поселки. На следующий день в связи с подходом подкреплений Красной Армии военная обстановка изменилась в благоприятную сторону.
20 августа 1941 г. на автомашине из Донецка приехал уполномоченный ГКО заместитель Наркомчермета А. Г. Шереметьев со специалистами наркомата П. В. Алексеевым и А. И. Сухоруковым. Их встретили директор «Запорожстали» А. Н. Кузьмин, 110 оставшихся работников завода, вооруженных винтовками, и 20 членов их семей. Несколькими часами позднее прибыл эшелон с рабочими Запорожья, задержанный в пути по распоряжению наркома И. Ф. Тевосяна. На следующий день по его распоряжению прибыл первый эшелон с рабочими, командированными с Макеевского, Донецкого и Енакиевского металлургического заводов для демонтажа оборудования «Запорожстали». Вскоре прибыли дополнительные эшелоны с работниками этих заводов, возвратились работники Наркомстроя, уехавшие из Запорожья, а также монтажники из Краматорска и Макеевки. Демонтажом и отгрузкой оборудования, аппаратуры, кабельной продукции, металлоконструкций зданий, трубопроводов, железнодорожных путей, готовой продукции, заготовок и материалов руководили директор завода А. Н. Кузьмин, начальники цехов А. А. Барчуков, А. Л. Боборыкин, М. Е. Кугаенко, Е. Б. Люблин, Н. Д. Миргородский, А. К. Пудиков, А. И. Чигиринский, главные специалисты механо- и энергослужб и специалисты Наркомстроя.
Сорок шесть дней Красная Армия удерживала фашистские войска на правом берегу Днепра. За это время запорожцы совершили огромный трудовой подвиг: под артиллерийским и минометным обстрелом они сумели образцово эвакуировать пять крупных современных заводов с квалифицированными работниками и членами их семей.
С «Запорожстали» отправили 9600 вагонов. Оборудование этого завода было размещено на 26 заводах Урала. Успешно были проведены демонтаж и погрузка оборудования под руководством директора «Днепроспецстали» А. Ф. Трегубенко. Отправлено 2362 вагона вместе с ценным имуществом и людьми на Кузнецкий комбинат. Уже в мае 1942 г. на этом оборудовании производилась продукция для военных заводов.
Отправленное с ферросплавного завода оборудование, полуфабрикаты, материалы и люди явились базой для нового Кузнецкого завода ферросплавов, введенного в действие в третьем квартале 1942 г.
На Магнитогорский комбинат под руководством директора коксохимического завода отправлено 904 вагона с оборудованием, материалами и людьми. Туда же эвакуированы и люди завода огнеупоров.
3 сентября 1941 г., когда все, что можно вывезти, было отправлено, последний эшелон с работниками, 10 паровозов и 16 паропутевых кранов отбыли из Запорожья. После проведения подрывных работ А. Г. Шереметьев, А. Н. Кузьмин, оставшийся персонал, военизированная и пожарная охрана на автомашинах отбыли из Запорожья.
В Донбассе из-за быстрого продвижения фашистских войск и недостатка вагонов не удалось отправить все, что было подготовлено для эвакуации. Многие работники с членами семей отравились пешком в сельские районы, а молодые и здоровые вступили добровольцами в проходившие воинские части. Уполномоченный ГКО заместитель Наркомчермета Ф. А. Меркулов 8 сентября 1941 г. дал указание заводам Донецкому, Макеевскому, Енакиевскому, коксохимическим и огнеупоров и другим начать демонтаж оборудования. Донецкий завод с 9 по 14 сентября отправил на завод им. Серова пять эшелонов. Кроме вагонов НКПС для эвакуации части людей, ценных материалов и некоторого оборудования использовали 80 заводских вагонов и платформ. Перед отбытием с завода провели предусмотренные мероприятия по подрыву зданий и оборудования.
На Макеевском заводе, одном из крупнейших на Юге, вместо запланированных для эвакуации 2500 вагонов удалось отправить в Нижний Тагил и Магнитогорск только 407 вагонов НКПС и 250 заводских. Эвакуировано всего 1000 работников завода с семьями из более чем 20-тысячного коллектива.
С Енакиевского завода оправлено на Чусовской завод более 400 вагонов с оборудованием и людьми. Однако непосредственно на Чусовую прибыло только 119 вагонов. Большая часть вагонов с оборудованием попала в Баку, затем через Каспийское море их отправили на Урал.
С «Азовстали» отгружали на Восток в сентябре 1941 г. эшелоны с неустановленным оборудованием, аппаратурой, запасными частями и материалами. Мариупольский завод им. Ильича после отгрузки в Магнитогорск стана 4500, демонтировал и эвакуировал на Ново-Тагильский завод прессовое оборудование и специалистов, а Мариупольский трубопрокатный завод демонтировал и эвакуировал на Синарский трубный 18 сентября 1941 г. мощный пильгерстан. Мариупольские заводы продолжали работать. 8 октября 1941 г. неожиданно на улицы Мариуполя ворвались вражеские танки. Заводы вывести из строя не удалось. Многие работники и их семьи не смогли эвакуироваться. Среди них были прославленные металлурги А. Е. 3аваруев, М. Н. Мазай и др.
Заводы Ворошиловградской области начали эвакуацию 15 октября 1941 г. Коммунарцы через два дня отправили первый эшелон с оборудованием и людьми на строящийся Челябинский металлургический завод. В январе 1942 г. туда было отправлено все механо- и электрооборудование, транспортные средства и работники с семьями. На заводе осталось 400 рабочих. Фронт закрепился в 30 км западнее завода. По указанию наркомата задули доменную печь, начали восстановительные работы и продолжали отгрузку металла.
В связи с летним наступлением немецких войск 15 июля 1942 г завершили полную эвакуацию завода. Всего отправили 3325 вагонов, выехало 4780 работников с семьями. Руководство завода после подрывных работ уехало 16 июля 1942 г.
Так осуществилась гигантская работа по эвакуации в экстремальных условиях огромного количества оборудования и людей с предприятий Юга на Восток страны. Мировая история не знала ничего подобного. Трудящиеся черной металлургии при эвакуации и вводе в действие производственных мощностей на новом месте проявили высокий патриотизм, подлинную гражданскую доблесть и организованность.
Особое положение занимает в 1941-1945 гг. героический завод «Красный Октябрь». В 1940 г. краснооктябрьцы поставляли броневую сталь для изготовления танков и военных самолетов, а также шарикоподшипниковую сталь. Осенью 1941 г. чрезвычайно повысилась роль этого завода, который остался единственным работающим для военной промышленности на Юго-Востоке страны. Тогда на Сталинградский тракторный завод эвакуировался Харьковский тракторный завод, а «Красный Октябрь» поставлял броневую сталь, броневые башни и поковки для двигателей танков.
Краснооктябрьцы организовали цехи, в которых наряду с корпусами снарядов и мин производили минометы и их ремонт, каски для индивидуальной защиты бойцов, колпаки для дотов, противотанковые ежи, саперный инструмент и др. Когда перестали поступать на завод чугун, огнеупоры и другие материалы, краснооктябрьцы применили карбюраторный процесс на антраците, использовали шлаковые отвалы, отработанные огнеупоры и др. Тысячи работников завода работали на оборонительных сооружениях, подвергаясь бомбежке и обстрелу. Сотни сражались с оружием в руках и гибли сначала на подступах к заводу, а затем на его территории. Но враг на этом участке к Волге не прошел. Подошедшие дивизии Красной Армии помогли задержать врага, а затем разгромили его.
Эвакуировать оборудование было невозможно, но с неимоверными усилиями удалось отправить Златоустовскому заводу 300 т никеля и по 208 т ферросплавов и алюминия, а на Челябинский металлургический завод – мелкое оборудование и 4000 работников и членов их семей.
Вчерашние бойцы рабочего батальона, сменив винтовки на лопаты и ломы, принялись за расчистку завалов, за восстановление печей и станов. В апреле 1943 г. на завод стали прибывать эшелоны с добровольцами, а через месяц начал работу трест «Металлургстрой» из Новокузнецка. 31 июля 1943 г. в мартеновском цехе выплавили первую сталь.
Основная нагрузка по обеспечению военной промышленности металлом пришлась на Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты. Значительный вклад также внесли заводы: Златоустовский, Серовский, Ново-Тагильский и Белорецкий. Производство высококачественного металла освоили и поставляли для изготовления военной техники старые заводы: Верх- Исетский, Лысьвенский, Чусовской, Петровско-Забайкальский и др.
Все трубы для военных заводов в 1940 г. производились на Юге и в центре страны. На Востоке выпускались трубы в ограниченном количестве и иного сортамента.
Первоуральский Новотрубный, затем Синарский в кратчайшие сроки обеспечил изготовление труб для производства артиллерийских орудий, минометов, бомб, танков и самолетов.
Одновременно с непрерывно растущим производством продукции для изготовления военной техники на действующих предприятиях на Востоке создавались новые заводы и рудники.
Площадка, утвержденная для Челябинского металлургического завода, находилась в березовой роще. Жилья и дорог вблизи не существовало. Была проложена железнодорожная ветка от станции Шагал, и на площадке для разгрузки оборудования наскоро сколотили деревянные сараи для комплектования, ремонта и складирования оборудования и аппаратуры, прибывающих с заводов «Электросталь», Коммунарского и Новолипецкого. Прибывшие вместе с оборудованием металлурги и строители наряду с разгрузкой и складированием строили временное жилье.
Через год после начала строительства цеха получили сталь из мощной электропечи, а к концу года работали все 5 таких печей, прибывших с «Электростали». В июне этого года включились в работу прокатные станы. Танкостроители стали получать металл для моторов. Доменная печь № 1 выдала чугун в апреле 1944 г., доменная печь № 2 была сдана через 7 месяцев. Первая очередь завода с полным металлургическим циклом построена и введена в эксплуатацию 31 декабря 1944 г. в рекордно короткий срок.
Были построены и введены в действие: в 1942 г. Джездинский марганцевый рудник (в Казахской степи в 90 км от станции Джезказган); первая очередь трубопрокатного завода на окраине Челябинска на почти необжитой площадке, цехи холоднокатаной ленты и горячей прокатки листа на металлургическом заводе в Новосибирске; в 1943 и 1944 гг. – Актюбинский завод ферросплавов, Казахский и Узбекский металлургический заводы.
С 1943 г. при значительно меньшем объеме выплавляемой стали, чем в Германии, предприятия черной металлургии обеспечивали потребности военной промышленности так, что Красная Армия получала военной техники больше, чем армия противника. Многие виды военной техники были по качеству выше, чем имевшиеся в германской армии.
В 1943 г. произошло освобождение советской земли от оккупантов. Перед отступлением они уничтожали все, что не успели разграбить, как этого требовала гитлеровская политика «выжженной земли». Сразу после изгнания оккупантов реэвакуировались руководители предприятий и часть специалистов. Они развернули работу по очистке завалов, разминированию и подготовке к восстановлению предприятий. Изыскивали и вводили в действие старые силовые установки, металлорежущие станки, кузнечное оборудование и насосы.
Восстанавливались все предприятия, временно находившиеся на оккупированной территории, однако в 1945 г. из-за огромных разрушений заводы Юга и Центра выплавили всего 2,1 млн. т чугуна (20,4 процента от уровня выплавки 1940 г.), 2,19 млн. т стали (24,8), произвели проката 1,51 млн. т (20,0), выжгли кокса 3,12 млн. т (20).
На наиболее разрушенных заводах: «Запорожстали», «Днепроспецстали», «Криворожстали», Керченском, Днепродзержинском коксохимическом, липецком «Свободный Сокол», Новолипецком, Камышбурунских железорудных предприятиях из-за колоссальных объемов работ не были введены в действие производственные цехи.
В целом по черной металлургии довоенный уровень производства стальных труб был достигнут в 1947 г., по выплавке стали и производству проката – в 1948 г., по выплавке чугуна, добыче железной руды и выжигу кокса – в 1949 г.
Героический груд металлургов и строителей при поддержке всего народа опрокинул все пессимистические прогнозы врагов нашей страны о том, что для возрождения черной металлургии потребуются десятки лет.
Президиум Верховного Совета СССР 18 мая 1948 г. принял Указ об учреждении медали «За восстановление предприятий черной металлургии Юга», которой награждались работники черной металлургии и строители за выдающийся труд и заслуги.
В. Г. Байсоголов.
«Металлург», 1995 г., № 5.
За металл. – 1995. – 4 июля. – С. 3.
