Я в синий троллейбус сажусь на ходу…

Я в синий троллейбус сажусь на ходу…

Мы живем все быстрее и быстрее, стремительно улетая от своего прошлого. Некогда остановиться, некогда оглянуться в чарующе-неспешные времена фильма «Покровские ворота» и тихой песни Окуджавы о последнем троллейбусе. Мчась вперед в ритме все ускоряющейся жизни, мы и транспорт выбираем под стать заданному темпу. В вечной спешке пренебрежительно смотрим на проползающий мимо «социальный транспорт». А может быть, стоит хоть раз задержаться и вспомнить, как это – по старинке ехать на скрипящем троллейбусе?

Ура, товарищи! Мы – первые!

25 сентября 1954 года по улицам Алчевска (тогда Ворошиловска) проехал первый троллейбус по маршруту улица Чапаева – металлургический завод. После войны прошло совсем немного времени, экономика страны едва начала восстанавливаться. Еще нигде в области, включая сам Луганск, троллейбусных линий и в помине не было. А по Алчевску уже ездили пять «рогатых» машин. И снова, как не раз бывало в истории города, следует воскликнуть: «Если бы не Гмыря!». Действительно, только Петр Арсентьевич Гмыря, директор металлургического завода и депутат Верховного Совета СССР, смог отстоять алчевский электротранспорт, во всеуслышание заявив: «Троллейбус на железнодорожный вокзал ходить не будет!». А Гмыря – и это знали все – не бросал слов на ветер.


Похоже, что о троллейбусе он начал мечтать давно. Возможно, в 1943 году, когда Алчевск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Для заводчан закончилось уральская эвакуация, они вернулись, началось восстановление завода и города. Однажды в Алчевске привезли несколько километров электрических троллейбусных проводов. В это же время началось строительство троллейбусных линий в Донецке (тогда еще Сталино).

Министр черной металлургии Иван Тевосян, узнав, что троллеи оказались в Алчевске, пригласил Гмырю, чтобы убедить его передать весь материал Донецку. Но Гмыря, не моргнув глазом, уверил министра: весь материал уже использован. А старожилы помнят, как троллеи просто-напросто развесили на деревьях вдоль дорог. Рисковал Петр Арсентьевич! И риск себя оправдал: алчевская троллейбусная сеть с тех пор динамично развивалась и стала одной из самых лучших в области и Украине.

Неужели славные времена навсегда остались позади? Об этом невольно думаешь, глядя на уныло дребезжащие старые машины. А ведь когда-то их было здесь больше ста! Сегодня город захватили ловкие маршрутки. Только на восьмом маршруте работает 33 «газели». Троллейбусы остались в почете лишь у пенсионеров и льготников. Нынешние бабушки и дедушки еще помнят былую троллейбусную славу Алчевска и преданно ждут свое «рогатое счастье» на остановках.

А мы и не задумываемся второпях, что по городу ездит наша история.

Длина имеет значение

«Восьмерка» – самый длинный нынче троллейбусный маршрут. Его протяженность – 16, 4 километра. Время оборотного рейса – один час четыре минуты. Начинается восьмой героический путь от кольца 58-го квартала, а заканчивается железнодорожным вокзалом. На маршруте 31 остановка. Каждый день труженик перевозит около 1, 5 тыс. человек, в выходные дни 1, 2. Не забудем, что учету поддаются только пассажиры с оплаченными билетами. Таких обычно в троллейбусе раза в два, а то и в три меньше, чем льготников.

Всего «восьмерок» – 5 на Алчевск. Ходят они с периодичностью в 20 минут. После пяти часов вечера «восьмерок» на маршруте остается всего две. Это значит, что ждать вам ее придется в среднем полчаса. А дождетесь – считайте, что вам повезло. Вы проедете из нового Алчевска в исторический, по дороге увидев много интересного.


На пути «восьмерки» – художественная и музыкальная школы, а также шесть школ общеобразовательных и корпуса ДонГТУ, сквер «Реквием» и интересные образцы архитектуры – здание медсанчасти АМК над Школьным прудом и бывший кинотеатр «Металлург» (увы, неумолимо разрушающийся). А еще – стадион, красивый Свято-Георгиевский храм, Лиманские пруды и памятник самому Петру Гмыре. А еще – два рынка, четыре супермаркета, соперничающие между собой в дизайне кафе и рестораны… И, пожалуй, самое главное для города – Алчевский металлургический комбинат.

Те, кому сюда, выходят на площади Карла Маркса. Едущие дальше попадают в темноту тоннеля, называемого в народе «алчевским метро». Некогда ездить здесь было страшно: и темно, и дорога разбита. К счастью, после ремонта тоннель меньше напоминает какой-нибудь аттракцион-ужастик. Впрочем, путешествуют через него те, кому нужно на вокзал или в поселок Горького.

Тем, кто хочет прикоснуться к лучшим страницам истории, следует выйти на проспект Ленина. Первым делом вы полюбуетесь зданием детской музыкальной школы № 1 – тоже своего рода памятником П. А. Гмыре. Именно он решил, что городу необходима такая музыкальная школа –трехэтажная, просторная, с прекрасным концертным залом. Сегодня он справедливо считается лучшим камерным залом области, а у школы блестящая репутация.

Сам проспект, любовно придуманный архитектором Леонидом Федосовым, не зря называют жемчужиной Алчевска. Изначально он представлял собой образец гармонии. Все было идеально выверено и сбалансировано, все сочеталось: дома, ограждения, украшения бульварной части, фонтан, клумбы. «Жемчужина» знала времена практически полного упадка. В последние годы, кажется, появились поводы для оптимизма: проспект возрождается. Пусть не стремительно, но обнадеживающе. «Площадь 30-летия Победы» (в просторечии «танк») также находится на восьмом маршруте. Это излюбленное место встречи молодежи, но не такое популярное, как площадь Советская. Именно сюда, к зданию горисполкома (на языке молодежи – «на гарик») переместился с проспекта официальный центр города. Здесь происходят все торжества и празднества, концерты и любимые алчевцами фейерверки.

«Твои пассажиры, матросы твои, приходят на помощь»

Интересно и то, что, проехавшись по «восьмерке», будто встретишься со многими замечательными алчевцами, жившими или живущими в этих районах. Современников можно встретить, посмотреть в их глаза. О тех, кого уже нет, нужно помнить. Они, ездившие в этом троллейбусе много лет назад, и оттуда, из прошлого, придут на помощь.

Здесь жили светила алчевской медицины Вениамин Векслер, Владимир Вовченко, Михаил Тельнов, талантливый педагог и пианистка Лидия Ассер, создатель и многолетний руководитель театра ДонГТУ «Бригантина» Тамара Артименьева, режиссер от Бога, одаренный поэт Наум Цеханский.

Здесь живут директор художественной школы Николай Солод, поэт Андрей Аксюта, почетный гражданин города, профессор ДонГТУ Ювеналий Егоров, заслуженный врач Украины Василий Коротецкий, знаменитый хирург Евгения Богданова, художники и героические родители Людмила и Владимир Воропаевы, воспитавшие 9 детей, бывший директор АМК Григорий Якименко и много лет возглавлявшая Алчевский родильный дом Полина Якименко… Всех не перечесть. Знаменитости, мастера своего дела, таланты, составившие славу города. И просто замечательные люди, создающие его душу.

Кто следующий?

Как рассказал нам начальник службы организации движения, линейного контроля и сбора выручки предприятия «Алчевскпастранс» Анатолий Панасенко, история становления восьмого маршрута была продолжительной.

– Восьмой маршрут существует с 1962 года, – говорит Анатолий Андреевич. – Сначала он назывался четвертым и заканчивался на улице Попова. Здесь было кольцо, на котором троллейбус разворачивался и шел обратно. Когда застроили улицу Ленина, кольцо перенесли туда, где сейчас остановка «Улица Гмыри». Тогда маршрут и переименовали в восьмой. После того как завершили строительство 58 квартала, протянули троллейбусную линию и туда. Торжественно ее открывали. Народу было много.

Второй по длине маршрут – пятый. Его протяженность – 14 км.


– Он не очень рентабельный, – признается Анатолий Андреевич, – мы пробовали от него вообще отказаться, да власти не разрешают. Выручает нас «пятерка» только один раз в год – на красную горку, когда все едут на кладбище. А обычно пассажиров мало, возим старичков из частного сектора

Третье место по длине делят «единица» и «тройка» (13, 5 км). По словам Анатолия Панасенко, первый маршрут – «самый захудалый». «Тройка» же когда-то была самым «шикарным». Еще бы! Она и стала самым первым троллейбусным маршрутом в Алчевске.


…Жизнь не позволяет нам медлить. Но душа порой просит не торопиться: остановиться, оглянуться, вспомнить. Прислушаемся к ней. Если грустно, если не хватает чего-то в дне сегодняшнем – вспомним слова: «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу – в последний, случайный…» Не беда, что наши троллейбусы не синего цвета. Вполне возможно, именно они (и только они!) в состоянии помочь нам увидеть совсем другой Алчевск.

Ксения Лаврова

Фото: Владимир Прейс,

Ксения Лаврова.

Лаврова К. Я в синий троллейбус сажусь на ходу… / Ксения Лаврова //

Неделя.- 2010. – 17 ноября. – С. 6

Наверх