1418 дней и ночей… 3
Продолжение.
За короткое время с 9 апреля по 7 июля 1942 года под руководством начальника цеха С. П. Филатова и инженера В. И. Воронина доменщики выплавили 10 тысяч тонн литейного чугуна для оборонных заводов Поволжья и Кавказа. Это была тогда единственная действующая домнa во всей южной металлургии.
Алчевские металлурги ремонтировали боевую технику – танки, артиллерийские орудия, автомашины, изготовляли армейские кухни, повозки, лодки, понтоны, выполняли другие заказы воинских частей. Кончалась смена, но не заканчивался трудовой день – все шли на строительство оборонительных укреплений.
Начальником строительства оборонительного района стал директор завода П. А. Гмыря, комиссаром – Л. И. Пасечный, техническим руководителем А. И. Скорик. 7 мая 1942 года П. А. Гмыря докладывал городскому Комитету Обороны: «Построено 26 дзотов (деревянно-земляных огневых точок), строится 13 пулеметных ячеек, 6 километров противотанковых рвов, построена баррикада у шоссейной дороги на Ворошиловград, перекрыта шоссейная дорога на Кадиевку. Выполнено земельных работ 185 тысяч кубометров». В докладе отмечалась работа лучшего прораба коммуниста Тищенко. К июню 1942 года резко ухудшилось положение на Юго-Западном и Южном фронтах. Неудачный исход наступательных действий наших войск на Харьковском направлении и в Крыму повлек за собой их отступление из Донбасса. В начале июля была срочно проведена вторая – полная эвакуация завода – на этот раз в Магнитогорск, Узбекистан и Казахстан. Она закончилась 11 июля за день до оккупации города фашистами. В результате было вывезено все механическое, электрическое, а также большая часть технологического оборудования и вспомогательных цехов. В последнюю очередь было частично демонтировано, частично взорвано оборудование ТЭЦ. Всего за два периода эвакуации из завода было отправлено 3326 вагонов и платформ, и выехало 4780 человек.
Эшелоны направлялись в тыл кружным путем, с большими задержками: вне очереди пропускались составы, шедшие на фронт. Эвакуируемые подвергались бомбежкам, один эшелон с людьми, начальником которого был Жильцов, и эшелон с оборудованием в сопровождении Тищенко попали в окружение и остались на территории, захваченной противником. Терпели лишения и невзгоды и другие эшелоны. Так, один из составов был задержан из-за массированной бомбежки на станции Лихая.
Похоронив убитых и восстановив колею, отправились дальше через Ростов, Тихорецкую, Махачкалу в Азербайджан. Оттуда оборудование направили по железной дороге на Урал, а людей переправили из Баку через Каспий в Красноводск. В Красноводске питьевая вода привозная, ведро ее стоило 100 рублей, плохо было с продуктами, приходилось выменивать их на одежду, на «тряпки». Затем эшелон по железной дороге через республики Средней Азии направился в Магнитогорск. На место назначения прибыли только в октябре…
Положение с жильем и питанием в Магнитогорске было трудное: до прибытия алчевцев город уже принял несколько эшелонов с эвакуированными из Днепропетровска, Днепродзержинска. И все же магнитогорцы всем украинцам дали кров, работу, продовольственные карточки. На базе алчевского оборудования и при активном участии алчевцев в Магнитогорске был построен калибровочный завод, директором которого стал П. А. Гмыря, прокатный цех на Узбекском металлургическом заводе, смонтирована ТЭЦ на ферросплавном заводе в Актюбинске.
На восток было вывезено оборудование почти 550 крупных предприятий Украины, эвакуировано 3, 5 миллиона жителей, прежде всего квалифицированных рабочих и специалистов. В восточные районы страны было вывезено практически все, без чего не могла функционировать военная промышленность. В глубоком тылу украинские рабочие плавили металл, добывали уголь, выпускали танки и самолеты и другую военную технику. Каждый эвакуированный трудился за двоих: за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Рабочие Украины внесли значительный вклад в создание материально-технической базы Победы.
А. Ямковой, историк-краевед, ветеран Великой Отечественной войны
За металл. – 1995. – 25 февраля. – С. 1.
