Промышленник. Банкир. Меценат
К 170-летию основателя города –А.К. Алчевского
Родился Алексей Кириллович в 1835 году в городе Сумы. Отец его, мелкий провинциальный купец, торговавший в Сумском районе и на ярмарках бакалейными и колониальными (как тогда говорилось) товарами, то есть чаем, кофе, рисом, пряностями, стремился дать детям хорошее образование. Но в отличии от своего старшего брата, успевшего закончить университет, Алексей Кириллович «прошел» лишь курс сумского уездного училища, так как торговые дела родителей расстроились, пришли в упадок, и на дальнейшую учебу уже не было средств. Тем не менее обстановка в семье, уважительное отношения и интерес к знаниям, пребывание старшего брата в университете, выдающиеся природные способности дали Алексею Кирилловичу большой стимул к самообразованию и саморазвитию, возбудили интерес к общественным вопросам. Не удивительно, что при таких умонастроениях 25-летний молодой человек не мог примириться ни с той узкой ареной деятельности, какую представляла отцовская бакалейная лавка в Сумах, ни с тем обществом, которое его там окружала. Алексей Кириллович оставляет Сумы и почти без всяких средств переселяется в Харьков – крупный культурный и экономический центр Украины. Сюда он уже приехал, будучи женатым на Христине Даниловне Журавлевой – молодой одаренной девушке, всецело проникнутой образовательными и литературными стремлениями.

Познакомившись с Христиной, Алексей Алчевский начал ее просвещать в духе своих идей, принося ей произведения А.И. Герцана, много других книг, в том числе украинских авторов, и собственные стихи. Алексей и Христина со всем пылом молодости увлеклись народным и украинским национальным движением 60-х годов.
Чтобы обеспечить себе и своей семье средства к жизни, Алчевский открывает в Харькове небольшой чайным магазин. Свой досуг он посвящает дальнейшему образованию и более глубокому систематическому знакомству с вопросами экономического и финансового характера, привлекавшими его в силу природных наклонностей и в силу профессии купца. Одновременно он окунается в общественную деятельность, возглавив Харьковскую «Громаду». Организации украинской либерально-демократической интеллигенции, называвшие себя «Громадами» были созданы в начале 60-х годов в ряде крупных городов. Он сыграл положительную роль в национально-освободительном движении и развитии украинской культуры. Громадовцы вовлекли интеллигенцию в распространение образование и книг среди народа, издавали на украинском языке легальную и нелегальную литературу, собирали и публиковали фольклорные и этнографические материалы. Царское правительство обвинило громадовцев в сепаратизме, «украинофильстве» и запретило их деятельность.
Особое внимание в семье Алчевских уделялось литературе. Алексей Кириллович любил поэзию А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, читал своим детям их произведения. В родном городе Сумы он основал единственную по тем временам общественную библиотеку. «Кобзарь» Т.Г. Шевченко был настольной книгой Алчевского. Ему удалось достать полный текст поэм Шевченко «Кавказ» и «Сон»; переписал от руки выброшенные царской цензурой строки этих поэм, Алексей Кириллович подшил их к печатным страницам своего «Кобзаря». Он мечтал о памятнике Тарасу Шевченко и, став состоятельным человеком, осуществил свою мечту оригинальным образом. Дело в том, что просьбы передовой общественности России и Украины о сооружении памятника Т.Г. Шевченко царским правительством неизменно отвергались. Тогда А.К. Алчевский на собственные деньги заказал (через жену) известному скульптору академику В.А. Беклемишеву бюст великого поэта. В 1898 г. бюст был установлен в Харькове в принадлежавшем Алчевским Мироносицком саду. Белый мраморный бюст на каменном пьедестале был хорошо виден с улицы через решетку сада. Местная печать сообщила, что памятник установлен «почитателями поэта, Х.Д. Алчевской семьей». Это был первый памятник великому Кобзарю.
А.К. Алчевский имел намерение оформить позже дарственную запись на имя жены с условием передать сад с бюстом поэта в вечное городское владение. Но после трагической гибели Алчевского сад отошел кредиторам. Бюст Шевченко семья Алчевских забрала себе, и в начале 30-х город, когда в Харькове открылась Шевченковская картинная галерея, преподаватель местного юридического института Николай Алексеевич Алчевский (сын Алексеея Кирилловича) передал этот бюст в ее фонды. Теперь он экспонируется в музее Т.Г. Шевченко в Киеве.
А. Ямковой
Ямковой А. Промышленник. Банкир. Меценат. К 170-летию основателя города – А.К. Алчевского : [из книги «Семья Алчевских»] / А. Ямковой // Огни. – 2005. – 9 июня. – С. 2.
Промышленник. Банкир. Меценат
К 170-летию основателя города – А.К. Алчевского
(Продолжение. Начало в № 23)
Конечно, просветительство, культурническая работа не были главной заботой А.К. Алчевского. Практический склад ума направлял его интересы и размышления к кредитно-денежным отношениям, ведь после отмены крепостного права именно развитие этих отношений определяло дальнейший путь развития страны. В 1866 г. Алчевский при содействии группы единомышленников открывает в Харькове Общество взаимного кредита -одно из первых в России. Будучи членом совета общества, он близко и подробно знакомится с практической стороной банковского дела. В 1868 г. Алчевский основывает первый в Харькове и второй в России банк коммерческого кредита – Харьковский торговый банк и почти одновременно (в 1869-1870 гг.) – второе Общество взаимного кредита. В управлении делами этих учреждений Алчевский в течение долгого времени занимает главенствующее положение. По инициативе Алчевского в 1871 г. в Харькове на акционерных началах открывается первый в России Земельный банк, проект устава которого Алексей Кириллович разработал вместе с известным экономистом, сторонником развития крупной капиталистической промышленности в России профессором И.В. Вернадским – отцом будущего президента Академии Наук Украины В.И. Вернадского.
Земельный банк выдавал ссуды землевладельцам-помещикам под залог недвижимости. Если же землевладелец не мог перестроить хозяйство на капиталистических началах и рассчитаться с долгами – его земли переходили к другим, неродовитым владельцам, которые вели хозяйство на основе новых, сугубо рыночных отношений. Пример этому показывал сам Алчевский. Приобретя земли возле железнодорожной станции Юрьевка на Луганщине, он быстро выветрил из бывшего помещичьего имения в селе Васильевке дух старины и патриархальщины, завел в Васильевской экономии чисто капиталистические порядки: наемную рабочую силу, сельскохозяйственные машины, высокопродуктивный скот, широкую торговлю сельскохозяйственной продукцией. В больших количествах здесь выращивалась яровая и озимая пшеница, овес, ячмень, гречиха и особенно кукуруза, которую вывози ли в Одессу, а оттуда – в другие страны. Постоянных рабочих в экономии было не много: конюхи, скотники, машинисты, кочегары, кучера, сторожа, а весной и осенью во время уборки нанималось более сотни сезонных рабочих.
По мере того как увеличивалась роль Алчевского 8 банковском деле, стало расти и его личное богатство. Стоимость акций учрежденных им банков быстро шла в гору, что в короткие сроки позволило удвоить капитал, вложенный в их приобретение. Владелец небольшого чайного магазина, каким Алчевский был в 1862 г., в середине 70-х годов он стал уже богатым человеком, и состояние его исчислялось тремя-четырьмя миллионами рублей, крупной по тому времени суммой.
А. Ямковой (из книги «Семья Алчевских»).
Ямковой А. Промышленник. Банкир. Меценат. К 170-летию основателя города – А.К. Алчевского : [из книги «Семья Алчевских»] / А. Ямковой // Огни. – 2005. – 15 июня. – С. 2.
Промышленник. Банкир. Меценат
К 170-летию основателя города – А.К. Алчевского
(Продолжение. Начало в №№ 23, 27)
После учреждения Харьковского земельного банка, в котором Алчевский в течение 30 лет был главным руководителем и бессменным председателем правления, он вскоре берется за дела промышленного характера. В числе первых он начинает заниматься в пределах Бахмутского, Славяносербского уездов и области Войска Донского разведкой и разработкой каменного угля и в 1878 г. организует акционерное Алексеевское горнопромышленное общество, которое из скромного дела с добычей 700 тыс. пудов угля в год к началу XX века разрослось в огромное предприятие с 6 млн. рублей основного капитала и производительностью до 60 млн. пудов угля и кокса в год. В пылу своих народнических идей Алчевский учит крестьян кустарным способам сверления недр с целью добычи угля для собственных нужд. Такие маленькие шахты долго еще называли крестьянскими.
Постепенно приобретая в районе угольных месторождений земельные участки и целые имения по существующей в то время цене – не дороже 40-50 руб. за десятину, Алчевский поднимает первоначальную стоимость пятисотрублевых акций до 2 тыс. руб. за штуку, то есть в четыре раза.
Алчевский, как и другие предприниматели, покупал или арендовал под строительство шахт не только помещичьи, но и крестьянские земли. Так, в 1886 году Алексей Кириллович заключил договор с крестьянами села Алексеевка Михайловской волости Славяносербского уезда (ныне с. Алексеевка Перевальского района Луганской области) о предоставлении ему на 24 года участка земли для разведки и разработки каменного угля и других минералов. Вместо отведенного под разработку угля участка, говорилось в договоре, А.К. Алчевский обязывался отвести крестьянам такое же количество земли Алексеевского горнопромышленного общества.
Развитию каменноугольной и металлургической промышленности Донбасса способствовало железнодорожное строительство, требовавшее большого количества угля и металла. Особое значение в этом смысле имела сданная в эксплуатацию в 1879 году Донецкая железная дорога и построенная в 1880-1884 годах Екатерининская железная дорога, соединившая с Донбассом Криворожский железорудный район. С прокладкой железной дороги от Дебальцево до Луганска Алексеевское горнопромышленное общество построило в 1890 году рядом с железнодорожной станцией Юрьевка (впоследствии станция Алчевское, ныне – Коммунарск) коксовые батареи.
В наступившем в 90-е годы небывалом подъеме металлургии и связанных с ней отраслей промышленности Алчевский снова проявляет себя крупным организатором. В 1895 году при активнейшем участии А.К. Алчевского создается Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), которое построило возле станции Юрьевка – в двух километрах от волостного села Васильевка (теперь микрорайон Алчевска) металлургический завод. Завод, как и основавшее его общество, назывался Донецко-Юрьевским, или ДЮМО. Ныне это Алчевский металлургический комбинат.
В создании завода ДЮМО А.К. Алчевский принимает самое деятельное и близкое участие и капиталом, и личным трудом. В противоположность большинству предпринимателей, основавших металлургические предприятия в расчете на получение казенных заказов на рельсы для строящихся казенных железных дорог, Алчевский, как поборник свободной частной инициативы, убеждает своих компаньонов строить Донецко-Юрьевский завод исключительно для потребностей рынка в чугуне и сортовом железе, с тем чтобы завод не зависел от тех или иных случайностей казенного потребления и выпуск его продукции базировался бы на прочном фундаменте частного спроса.
Днем рождения завода стало 26 мая 1896 года, когда на нем была задута первая доменная печь.
Снабжение завода углем и коксом должно было осуществлять Алексеевское горнопромышленное общество, а для обеспечения железной рудой Алчевский в компании с приглашенными им русскими капиталистами создал особое предприятие – Южное горнопромышленное общество, для которого арендовал значительные земельные площади с громадными запасами руды в районе Кривого Рога и Керчи.
Первые годы существования Донецко-Юрьевского металлургического завода совпали с периодом промышленного подъема. Завод ДЮМО был третьим (по времени строительства) крупным металлургическим предприятием Донецкого бассейна и единственным на Украине металлургическим заводом, построенным на отечественные капиталы. Все остальные металлургические заводы строились на средства иностранцев и, следовательно, принадлежали иностранным акционерным обществам. А.К. Алчевский был противником засилья иностранного капитала в российской промышленности. Последнее обстоятельство и стало вскоре одной из причин его разорения. Но вначале Донецко-Юрьевскому металлургическому обществу сопутствовал несомненный успех. 250-рублевые акции ДЮМО оцениваются в 1899 г. на бирже в 660-680 рублей. Алчевский сказочно богатеет, он становится владельцем состояния (по биржевой оценке принадлежащих ему акций) в 30 млн. рублей! Казалось бы, достигнув такого успеха, можно было и покончить со всеми делами и их превратностями, продать все свои акции по наивысшей цене (как это делали другие) и, поселившись где-нибудь во Франции, зажить беззаботной и безмятежной жизнью миллионера-рантье, стригущего купоны со своих капиталов. Но не такова была энергичная, деятельная натура Алчевского. Хорошо известен факт, когда Алчевскому было предложено бельгийскими капиталистами продать целиком все принадлежащие ему 10 тысяч акций Алексеевского горнопромышленного общества по 2 тыс. руб. за каждую (при номинальной их стоимости 500 руб.), что давало сумму в 20 млн. руб., опьянившую бы всякого другого промышленника на его месте. Он, ни минуты не колеблясь, отказался от этого предложения, мотивируя свой отказ, во-первых, нежеланием передать свое чисто российское дело в руки иностранцев и, во- вторых, еще и потому, что, как он заявлял неоднократно и раньше: «Что же будут делать и чем будут заниматься мои сыновья, неужели станут тунеядцами-купонщиками? Нет, на это я не могу согласиться».
Отдав всего себя и все свои средства основанным им предприятиям, Алчевский неразрывно связал свою участь и все личное свое состояние с делами, которые были им учреждены и устроены.
А между тем надвигалась гроза – на смену промышленному подъему шел тяжелый экономический кризис.
А. Ямковой (из книги «Семья Алчевских»).
Ямковой А. Промышленник. Банкир. Меценат. К 170-летию основателя города – А.К. Алчевского : [из книги «Семья Алчевских»] / А. Ямковой // Огни. – 2005. – 13 июля. – С. 3.
