Алчевский Григорий Алексеевич

Григорий Алексеевич Алчевский (1866 – 1920 гг.)

Григорий Алексеевич Алчевский — замечательный представитель культуры Серебряного века. Композитор, камерный певец, пианист, музыкальный критик, общественный деятель, вокальный педагог – методист.

Григорий Алчевский родился в 1866 году в Харькове в известной Семье Алчевских.

Её глава – Алексей Кириллович Алчевский– известный предприниматель, миллионер, собственник Торгового и Земельного банков, главный акционер Донецко-Юрьевского и Алчевского горнопромышленного товариществ, глава Харьковского биржевого комитета, купец первой гильдии, почетный житель Санкт-Петербурга, известный меценат, награжденный Золотой медалью со Станиславской лентой — почетное отличие меценатов в Российской империи.

Мать Григория Христина Даниловна Алчевская , – выдающийся деятель народного просвещения, создатель первой (1862, г. Харьков) в царской России воскресной бесплатной женской вечерней школы, вице-президент Всемирной Лиги Просвещения, удостоена высоких международных, литературных и педагогических наград, в том числе золотых медалей Московского и Петербургского товариществ за распространение в народе грамотности.

Художественная атмосфера, царившая в доме Алчевских, гостеприимность и гармония, общественное звучание деятельности родителей способствовали созданию у детей этой семьи авторитетного культурного центра.

Сын известного композитора Николая Лысенко Остап вспоминал: «Побывать в семье Алчевских – то же самое, что побывать в театре». Именно здесь часто собирался цвет российской интеллигенции того времени. В этом доме, приезжая с концертами в Харьков, бывал и гениальный пианист, композитор и дирижер Сергей Рахманинов.

Подобное окружение способствовало раскрытию у детей природных способностей. Великолепно пел хозяин дома Алексей Кириллович. Голоса феноменальной красоты имели три поколения по линии матери: красавица-румынка прабабушка Елена Гико, бабушка Аннета Вуич, а также мать Христина Даниловна. Следует также отдать должное первой учительнице музыки детей – Любови Ивановне Карповой, которую все очень уважали. Именно она заложила фундамент удивительно гармоничной целостности музыкальной личности Ивана – «украинского Карузо», что в дальнейшем было отшлифовано старшим братом Григорием.

Все шестеро детей Алчевских были музыкально одарены, все видели свое будущее на поприще служению народа.

Младшая сестра Григория – Христина Алексеевна Алчевская, имела талант переводчика и незаурядные поэтические данные, которые достались ей генетически от отца, писавшего прекрасные стихи.

Женой выдающегося архитектора Алексея Николаевича Бекетова (родственника Александра Блока) стала другая сестра – Анна Алексеевна Алчевская, которая блестяще закончила Художественную школу, прекрасно рисовала и преподавала в воскресной школе матери.

Старший брат Дмитрий Алексеевич Алчевский играл на виолончели и гитаре, работал адвокатом, получил звание кандидата природоведческих наук.

Брат Николай Алексеевич Алчевский написал первый украинский «Букварь» для взрослых, был театральным критиком и импрессарио у своего брата Ивана.

С детства у Григория были замечены выдающиеся музыкальные способности. Гриць, как его называли в семье, организовал дома оркестр балалаечников. Его младший (на 10 лет) брат Иван всегда прислушивался к игре оркестра, интересовался звучанием и устройством народных инструментов. Увлеченность музыкой сближала братьев. Именно Григорий занялся первоначальной шлифовкой голоса Ивана.

Несмотря на то, что Григорий всегда тяготел к музыке, по традиции он сначала закончил физико-математический факультет Харьковского университета, а затем – Московскую консерваторию, в которой обучался искусству пения и композиции.

Григорий учился в консерватории вместе с Сергеем Рахманиновым. Тогда и началась его дружба с гениальным русским композитором. Этому способствовали сначала совместные занятия (у С. Танеева по классу контрапункта и композиции, у М. Ипполитова-Иванова по классу инструментовки, у А. Аренского по гармонии, у А. Зилоти по фортепиано), а в дальнейшем – исполнительская, педагогическая, издательская и музыкально-общественная деятельность.

Григорий был отличным пианистом, обладал хорошим голосом, с тонким вкусом исполнял арии и романсы, поддерживал дружеские отношения с деятелями русской музыкальной культуры А.Н. Скрябиным и А. Б. Гольденвейзером.

В своих «Дневниках» А. Гольденвейзер так говорит о своих сокурсниках: «Один только и есть среди них «человек» — Гриша (Алчевский). С жесткостью убеждений он на три головы выше всех по дарованию и по чутью». И далее: «Я завидую его способностям, был бы я хотя бы на половину так музыкален. При его гармоническом даре, чутье, оригинальности, чутком слухе, уме, безукоризненном вкусе, он мог наделать чудес».

Постоянно заботясь о развитии музыкальной культуры в родном городе, Григорий Алчевский организовал в Харькове оркестр балалаечников и несколько самодеятельных струнных оркестров.

С 1907 г. Григорий работал музыкальным рецензентом в харьковской газете «Южный край». Позднее специализировался в области вокальной педагогики и теории и практики вокального искусства. Его методические учебные пособия «Вокальная техника в ежедневных упражнениях» (1907 г., Москва) и особенно «Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию качеств голоса» (1908, 1928, 1930 гг., Москва), в которых он обобщил свой большой опыт вокального педагога, стали классическими пособиями и широко используются музыкантами Европы и мира вот уже более ста лет.

Не исследован ещё один труд Г. Алчевского «Главнейшие пожелания, касающиеся образования голоса и выводы из них».

Кропотливая работа педагога-методиста требовала много времени и сил, поэтому наследие Григория Алексеевича-композитора невелико. Его композиторское творчество, как представителя позднего романтического направления с заметным тяготением к славянско-украинским корням привлекло внимание авторитетных представителей музыкальной общественности еще когда он учился в консерватории.

Под влиянием С. В. Рахманинова Григорий Алчевский создал по мотивам одноименного цикла былин симфоническую картину «Алеша Попович», которая с успехом была исполнена в 1904 году в Харькове (дирижировал И. И. Слатин) и в 1907 году в Москве. В этом произведении, по словам рецензента, «обнаруживается смелый, оригинальный талант, мелодический дар, масса фантазии, ясность музыкальной речи и блестящая техника инструментовки».

Из камерно-инструментальных произведений особой популярностью у Алчевского пользовались обработки народных песен и два цикла романсов. Первый из них, ор. 3, написан на тексты русских поэтов и посвящен жене Марии Николаевне Алчевской: «Любовь – это сон упоительный» на слова Т. Г. Щепкиной, «Песня лунного луча» на слова К. С. Случевского, «Я знаю, отчего у этих берегов» на слова А. Майкова, «Сосна» на слова М. Лермонтова, «Ах, как у нас хорошо на балконе» на слова Я. Полонского, «Раб» (Несчастный раб») на слова О. Чюминой.

Следующий цикл, ор. 4, также состоит из шести романсов, написанных на тексты украинских поэтов, и посвящен младшей сестре – Христине Алексеевне Алчевской: «Чого мені тяжко» на слова Т. Шевченка, «Літньої ночі», «Не дивися на місяць весною», «Стояла я і слухала весну» на слова Л. Украинки, «Душа – се конвалія ніжна» на слова Христины-младшей Алчевской, «Безмежнеє поле» на слова И. Франко. На слова сестры Христины он написал призывный марш «Гей, на бій!».

Оба цикла изданы в Москве другом Григория и Ивана Алчевских – харьковчанином Михаилом Слоновым – большим другом Сергея Рахманинова.

Григорий – автор музыки украинской народной песни «Стоїть явір над водою», автор обработок других русских и украинских народных песен. Романсы Григория Алчевского входили в репертуар его брата Ивана и исполнялись на самых престижных сценах мира.

 

Григорий Алчевский был талантливым педагогом-вокалистом. Успехи его учеников – свидетельство истинности научно-методических ориентиров его авторской концепции. Он мог по праву гордиться ведущими солистами Большого театра и профессорами пения Николаем Николаевичем Озеровым и Сергеем Петровичем Юдиным, не говоря уже о потрясающих успехах своего младшего брата Ивана, первого и лучшего ученика Григория Алчевского.

В 1910 году Григорий и Иван Алчевские создали музыкально-драматическое общество «Кобзарь» — в Москве, где они, их партнер по сцене великая А. Нежданова и другие современные артисты неоднократно выступали с докладами и музыкальными концертами.

15 декабря 1910 г. Григорий Алчевский исполнил сольную партию в финале 9-й симфонии Л. Бетховена в ансамбле с А. Неждановой, Е. Забруевой, В. Касторским под управлением Ернеста Венделя. Концерт состоялся в большом зале Благородного собрания. Исполнение понравилось и запомнилось, и Рейнольд Глиэр посвятил Григорию свой романс «Когда я прозревал» на слова А. Блока (ор. 62, № 5, 1912 г.)

Умер Г.А. Алчевский в 1920 году в Москве.

Книги

  • Алчевский Г. А. Таблицы дыхания для певцов. С прилож. пояснит. таблицы. – М., 1930. – 77 карточек, 12 с. текстов.
  • Алчевский Г. А. Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса. С прилож. пояснит. брошюры. – М., 1928. – 77 отд. л. табл., 13 с. текстов.

Книги о Г. А. Алчевском:

  • Алчевский Григорий Алексеевич //Музыкальная энциклопедия. Т. 1. – М., 1973. – С. 115.
  • Алчевский Григорий Алексеевич //Енциклопедія сучасної України. Т. 1. А. – К., 2001. – С. 403.
  • Алчевський Григорій Олексійович: Коротка довідка //Енциклопедія українознавства. Т.1., А. – Г. – К., 1993. – С. 38.
  • Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750 – 1917: Словарь. – М., 1991. – Алчевский Г.А., С.- 20-21
  • Старовинні популярні побутові романси та пісні: Для серед. та низьк. голосу [в супроводі ф-п] / Упоряд. А. Ржецька. – К., 1969. – [Укр. пісня «Стоїть явір над водою». Сл. нар. – Г. Алчевський].

Статьи:

  • Лисенко О. Композитор, співак, педагог: [до 100-річчя з дня народження Г. О. Алчевського] / О. Лисенко //Веч. Київ. – 1966. – 17 трав.

 

Наверх